Что делать когда тренироваться на лыжероллерах негде. Лыжероллерная трасса - место отдыха велосипедистов, роллеров и лыжников

В летний и осенний период все лыжники, начиная от членов сборной команды страны до учащихся спортивных школ и любителей, почти половину тренировочного времени проводят на лыжероллерах. Давайте выясним, почему они так популярны и подходят ли тренировки на лыжероллерах для начинающих?

Лыжероллеры делятся на два типа, также, как и беговые лыжи, на классические и коньковые.

Основное отличие классических роллеров от коньковых заключается в наличии трещетки на задних либо передних колесах, которая блокирует вращение колеса назад.

Лыжероллеры делятся по способу передвижения, как мы описали выше, так и по скорости – на тренировочные и гоночные

Тренировочные роллеры – более износостойкие, чаще всего используются мягкие, резиновые колеса, развивают невысокую скорость и более устойчивые

Гоночные роллеры – более легкая рама и жесткие легкие колеса, часто используются полиуретановые колеса, развивают высокую скорость

Чем полезны тренировки на лыжероллерах

  • Роллеры помогают не только лучше освоить технику передвижения на лыжах, но и подготовить мышцы и суставы к передвижению на лыжах в зимний период. Развивают общую и специальную выносливость необходимую лыжникам
  • Совершенствование лыжных ходов на лыжероллерах происходит теми же средствами и методами, что и зимой на лыжах. Ошибки встречаются точно такие же, что и при передвижении на лыжах, исправлять их необходимо сразу же пока они не закрепились. Способы исправления одинаковы как зимой, так и летом
  • Навыки, освоенные на лыжероллерах, пригодятся при переходе на лыжи зимой. Понадобятся лишь небольшие корректировки
  • Техника передвижения на лыжероллерах очень похожа на ту, что мы используем на лыжах, но ошибки могут возникать чаще всего из-за отличий:
    • в весе и длине роллеров от беговых лыж,
    • отсутствия трения в скольжении и направляющей лыжни (в классическом ходе)
    • имея меньшую площадь опоры на них сложнее научиться держать равновесие

Поэтому тренируясь на лыжероллерах, нужно постоянно контролировать технику передвижения. Особенно на усталости.

Но имея эти недостатки роллеры все равно являются наилучшим средством совершенствования техники передвижения на лыжах в бесснежный период.

Лыжероллеры для начинающих

Плюсы

Как говорилось ранее к плюсам можно отнести

  • Хорошую физическую нагрузку
  • Развитие двигательных навыков
  • Развитие координации, выносливости, силовых, скоростно-силовых качеств
  • Занятия на свежем воздухе
  • Разнообразие тренировочных маршрутов (тренироваться можно на асфальтированных трассах, закрытых от автомобилей, на городских велодорожках, в лесопарках)

Минусы

К основным минусам для начинающих можно отнести

  • Падение на асфальт оставляет серьезные последствия (падать на асфальт намного болезненнее, чем на снег)
  • Сложности в техническом освоении
  • Необходимо наличие защиты
  • Способы остановки на лыжероллерах трудны в освоении

Заключение

Самостоятельное обучение езде на лыжероллерах «с нуля» без пристального контроля профессионального тренера может привезти к закреплению неправильной техники передвижения и нежелательным падениям, что может повлечь за собой различные последствия.

Специально для желающих научиться ездить на лыжероллерах без лишнего риска мы подготовили последовательный подбор подводящих упражнений и с успехом отрабатываем их на наших тренировках, шанс нежелательных падений сводим к минимуму и качественно совершенствуем вашу технику передвижения на лыжероллерах.

За более подробной информацией вы можете написать в чате на нашем сайте, либо заполнить форму обратной связи, и наш тренер свяжется с вами в ближайшее время. Успехов!

Бонус

Способы торможения на лыжероллерах

На низких скоростях хорошо работают способы:

  • Плуг
  • Переступание
  • Выезд на обочину

На высоких скоростях лучше использовать:

  • Т — образное торможение (но очень сильно стирает колеса)
  • Раскрытие (тормозить будем до-о-олго)
  • и в крайних случаях выезд на обочину 😉
Общаясь с ветеранами лыжного спорта, я иной раз слышу ностальгическую тему типа «а вот в наше время…». Мол, и тренировались мы по-другому, и солнышко было ярче, и травка зеленее и, вообще, жизнь была лучше. Не буду спорить, по-своему, они правы. Наверное, где-то у кого-то в чем-то было лучше. А вот лыжероллеры были хуже. Это я вам авторитетно, как врач, заявляю: ЛЫЖЕРОЛЛЕРЫ БЫЛИ ХУЖЕ. Так же, как и лыжи были хуже. И компьютеры. И кроссовки. И политическая система… Простите, отвлёкся.

Итак, 1983 год. Я, 24-летний «чайник», делал первые шаги в лыжные гонки. Точнее, только один шаг – я достал настоящие пластиковые лыжи Elan (хотя, и не знал, как с ними обращаться). Лыжи я именно «достал», а не купил. Те, кто ещё помнят мрачные времена совкового дефицита, поймут, что я имею в виду. Так и не успев освоить ни лыжные ходы, ни смазку лыж (в связи с внезапным наступлением лета), я случайно узнал, что есть такая штука – лыжероллеры. И, что, вроде бы, на них можно ездить, как на лыжах. Тогда и нашло на меня озарение: вот чего мне не хватает, чтобы сразу сделаться настоящим, крутым лыжником - этой самой хреновины под названием «лыжероллеры». Времена тогда, как уже говорилось, были мрачные, «дефицитовые». Но, я достал. Опять-таки именно «достал», а не купил.

Лыжероллеры тогда делали «усатые». Вот что они собой представляли. Огромное сдвоенное переднее колесо, по размеру и весу пригодное для использования в качестве гнёта для засолки капусты в ведре. Заднее колесо – тоже сдвоенное, но, к несчастью, меньше, поэтому для засолки не годилось. Габариты просторной алюминиевой платформы по длине и ширине предусматривали возможность тренировок в валенках до 50-го размера. «Усы» состояли из проволоки с колёсиком, воткнутой в переднюю часть платформы. Проволока легко ломалась, но, к счастью, ее можно было втыкать в платформу повторно до тех пор, пока она не обламывалась до самого колёсика. А колёсико имело привычку время от времени отвинчиваться на ходу и, весело подпрыгивая, укатываться в придорожную канаву. Таким образом, для проведения полноценной тренировки лыжнику целесообразно было буксировать за собой тележку с запчастями, инструментами и аптечкой.

Об этих и других нюансах я узнал позднее, а тот солнечный летний день я, счастливый обладатель новеньких лыжероллеров, обутый в черные ботинки из «свинячьей» кожи, одетый в футболку и старенькие хлопчатобумажные «тренники» с пузырями на коленях, без перчаток, с палками из стекловолокна с железными наконечниками, весело бежал к велотрассе в Крылатском на первую тренировку.

Выйдя на ближайшую точку велотрассы, я одел лыжероллеры и наметил маршрут. В одну сторону - крутой спуск к роднику, поэтому я благоразумно выбрал противоположное, более безопасное, на мой взгляд, направление с ровным участком и небольшим спуском, заканчивающимся плавным профилированным поворотом. Интересно, как же ехать на этих замечательных лыжероллерах? Сделал пару шагов попеременным ходом, пару шагов одновременным (ага, как на лыжах!), толкнулся посильнее и, не спеша, поехал на спуск. Десять метров – полёт нормальный; двадцать метров – скорость возросла, полёт нормальный; тридцать метров – я не ожидал, что будет так быстро!; сорок метров – лыжероллеры вибрируют, «гуляют» из стороны в сторону и норовят выбросить меня из виража; надо срочно тормозить! Плугом тормозить не получается, оказывается, здесь НЕ всё, как на лыжах! А-а-а… как тормозить на этих грёбаных лыжероллерах?!!! (хороший вопрос, и, главное, задан вовремя)! Не думая о последствиях, применяю аварийный способ торможения! Падаю… на левое полушарие… (ой, нет, левое полушарие у меня должно было быть где-то в другом месте)… как его?…на левое полужо… о-о-о!… на левую ягодицу!…

Да… Хороший был асфальт, кр-р-рупнозернистый …Но, пожалуй, хорош асфальт лишь для езды по нему, а не для скольжения на заднице…

Сгоряча было скорее обидно, чем больно. Я не стал выяснять масштабы бедствия, чтобы не тревожить повреждённое место. Но стесало там, похоже, конкретно, поскольку штаны быстро намокли от крови и прилипли. А я, с видом зомби и симптомами легко контуженного, взял, да и поехал дальше. К счастью, дальше был ровный участок, по которому я и катался ещё около часа, превозмогая боль, и немного научившись управлять лыжероллерами. Дома я вытряхнул из штанов небольшой бифштекс из кожи с мясом и побрёл в поликлинику к хирургу.

Ходить к хирургу на перевязки ежедневно в течение двух недель – удовольствие ниже среднего, особенно, когда и ходить-то трудно. Хуже, как оказалось, было другое – невозможность присесть в течение дня ни на секунду. Хорошо, что специфика преподавательской работы позволяла мне пребывать в «стоячем» режиме. За рабочий день я так уставал, что, придя домой, валился ничком на диван и лежал неподвижно не меньше часа. На диване я мрачно вынашивал планы реванша. Это был вопрос принципа: кто кого – или я одолею велотрассу, или она меня доконает.

Задача была сформулирована по-военному чётко: проехать на своих лыжероллерах большой круг велотрассы в Крылатском со всеми спусками и при этом ни разу не упасть. Уткнувшись носом в диванную подушку, я обдумывал, как это сделать. Решение было найдено весьма нетривиальное – поставить на лыжероллеры… ТОРМОЗА (…если почтеннейшая публика закончила смеяться, я позволю себе продолжить).

За задними колёсами лыжероллеров я установил на каждую платформу металлическую пластину на оси и зафиксировал её пружиной. От пластины под основанием платформы был проведён велосипедный тросик с петелькой на конце, которая торчала из-под платформы перед креплением ботинка. На крутых спусках предполагалось наклоняться к платформам и натягивать тросики за петельки, чтобы пластины прижимались к задним колёсам и тормозили.

Как ни смешно, это сработало. Когда моя стёсанная задница немного зажила, я вышел на велотрассу и, внутренне торжествуя, проехал её полностью. Позже я ещё несколько раз повторил этот аттракцион, хотя первого раза было достаточно для удовлетворения моих мстительных амбиций. Хорошо, что меня тогда не видел никто из лыжников, а то они бы поумирали от смеха. В то время вообще очень мало народу тренировалось на велотрассе, наверное, лыжники ещё не успели оценить удобство этого места. Я потом, конечно, понял, что тренироваться надо только на малом кольце велотрассы, где нет крутых спусков и можно спокойно ехать без тормозов, что я и сейчас иногда делаю, и другим советую. А воевать с велотрассой не рекомендую, это было по-мальчишески глупо и опасно. Особенно не советую проходить всю велотрассу на современных скоростных лыжероллерах, да ещё при большом скоплении прогуливающейся там публики и собак.

А те лыжероллеры до сих пор лежат в подвале детской лыжной секции ДЮСШ-93. Кто не верит – приходите, покажу. Только тормозов на них уже нет.

Да, лыжероллеры тогда были хуже, чем сейчас. Но, зато, мы были моложе (и дурнее), солнышко ярче, травка зеленее, дефицит острее, а террористы скромнее… Простите, отвлекся...

В статье описаны условия сохранения равновесия и сформулированы принципы, определяющие эффективность его тренировки. Представлен комплекс подводящих и специальных упражнений, позволяющий за четыре недели значительно улучшить равновесие при передвижении на лыжероллерах, увеличить время свободного проката на одной ноге, уверенно проходить повороты на крутых спусках, не снижая скорости и сохраняя устойчивость.

Введение

Достижение высоких спортивных результатов существенно зависит от способности обеспечить устойчивость при движении человека. Именно функция равновесия является интегральным показателем моторики у людей с различной степенью тренированности. Для физической подготовки лыжников-гонщиков важно умение сохранять равновесие на спусках, особенно при прохождении поворотов, что связано с желанием не потерять, а еще и увеличить скорость на крутых склонах.

При выполнении резкого быстрого поворота на лыжероллерах одновременно активизируются мышцы разнонаправленного действия, и даже небольшое излишнее отклонение общего центра масс (ОЦМ) тела может привести к болезненному падению на асфальтовом покрытии. Так, летом 2016 г. в результате падения на лыжероллерах олимпийский чемпион по биатлону У. Бьорндален получил перелом руки, что, очевидно, сказалось на его подготовке к предстоящему лыжному сезону.

Для малоопытных лыжероллистов, отличающихся низкой способностью к равновесию, характерна меньшая амплитуда движений, которая проявляется в короткой длине проката, более высокой стойке, снижении скорости на крутых поворотах или спусках. В процессе лыжероллерных соревнований важна способность сохранять равновесие при внешних толчках или столкновениях с препятствиями, так как в гонке спортсмены могут непроизвольно задевать друг друга палками или лыжероллерами, что может привести к падению и сходу с трассы участников с худшей динамической устойчивостью. На участках трассы со сложной траекторией или рельефом сразу заметны неуверенность и скованность тела лыжероллистов, которым требуется дополнительная подготовка по развитию функции равновесия.

В некоторой степени использование лыжных палок помогает сохранять равновесие при движении на неустойчивой опоре. Устойчивости качению на лыжероллерах добавляет использование лыжных ботинок для конькового хода, которые позволяют несколько ограничить подвижность в голеностопном суставе. Повышенные требования к устойчивости одноопорного качения на нестабильной платформе лыжероллеров предопределяют актуальность развития функции равновесия.

Известна взаимосвязь между способностью к равновесию и риском получения спортивных травм, вследствие которой лыжникам полезны упражнения по укреплению мышц, растяжке опорно-двигательного аппарата и развитию координационных способностей. Таким образом, даже опытным спортсменам полезно совершенствовать свою способность к равновесию для увеличения скоростного ресурса и профилактики травматизма в лыжероллерных гонках.

Термины и определения

Под «равновесием» (Equilibrium) понимают ответную реакцию тела человека на его отклонение от первоначального расположения путем возврата в прежнее положение (устойчивое равновесие) или перехода в другое положение (неустойчивое равновесие). С позиции механики, равновесие – это состояние, при котором сумма внешних сил и моментов сил, действующих на тело, равна нулю. В аспекте статики – это 1) способность человека удерживать тело в определенном положении, а в аспекте динамики: 2) способность сохранять устойчивость тела в опорной и безопорной фазах двигательного действия. Динамическое и статическое равновесие слабо взаимосвязаны, так как можно обладать высокой устойчивостью в статичной позе, но неустойчиво двигаться.

Под «балансом» (Balance) понимают способность человека сохранять равновесие, когда тело человека не изменяет свою скорость или направление движения, а результирующая сила воздействия на тело характеризуется нулевым значением.

Под «устойчивостью» (Stability) понимают степень сопротивления тела человека воздействию внешних сил, направленных на изменение текущего состояния или движения. «Динамической устойчивостью» тела называют способность человека возвращаться к равновесному положению после прекращения действия сил, нарушающих его равновесие. Под «статокинетической устойчивостью» понимается способность человека сохранять функцию равновесия и работоспособность при перемещениях в пространстве и воздействии на организм различных факторов.

Термин «метаустойчивость» (Metastability) характеризует степень стабильной или относительной устойчивости/ неустойчивости, которые отличаются длительным периодом действия и управляются как сознательными, так и бессознательными механизмами движения. В качестве примера опорно-двигательной метаустойчивости спортсмена можно привести лыжный ход, который переходит из относительно устойчивого состояния (фазы опоры) через мышечное возбуждение (фаза отталкивания) к новому состоянию равновесия (фаза свободного скольжения) с постоянными колебаниями ОЦМ тела относительно площади опоры.

Развитие функции равновесия влияет на эффективность спортивной техники, так как обуславливает экономичность энергозатрат за счет рациональности амплитуды движений и распределения мышечных усилий.

Условие сохранения равновесия

Условием сохранения статического устойчивого равновесия является расположение вертикальной проекции ОЦМ тела в пределах площади опоры, которая определяется площадью между и под стопами. При движении гравитационная вертикаль многократно перемещается через площадь опоры и когда выходит за ее пределы, тело либо падает, теряя равновесие, либо включает дополнительные механизмы нервно-мышечного напряжения и перемещает центры масс отдельных звеньев тела, чтобы сохранить равновесие. Так, в процессе гонки лыжники и лыжероллисты могут выносить туловище существенно вперед, осознанно выводя проекцию ОЦМ за площадь опоры и страхуя равновесие с помощью создания внешней точки опоры, роль которой успешно играют лыжные палки. Этот же принцип восстановления равновесия используется при выполнении прыжков на лыжероллерах, так как во время полетной части невозможно изменить начавшееся движение ОЦМ тела, но можно выполнить отталкивание палками.

По мнению немецких специалистов, улучшению устойчивости способствует расширение площади опоры, сохранение гравитационной вертикали внутри площади опоры, понижение ОЦМ или его перемещение в направлении результирующей силы. С другой стороны, чем меньше площадь опоры, тем мобильнее тело.

Принципы развития функции равновесия

Основные принципы проведения тренировки для развития способности к равновесию:

  • Влияние тренировок на психологическую подготовленность. Если при движении спортсмен вынужден уделять дополнительное внимание сохранению равновесия, то у него возникает чувство неуверенности и соответственно снижается уровень психологической подготовленности к соревнованиям.
  • Влияние тренировок на скоростные способности. Координационные способности, проявляемые в движении, наиболее тесно связаны с скоростными и скоростно-силовыми способностями спортсменов в отличие от показателей их физического развития.
  • Влияние опыта спортсмена на восприимчивость органов равновесия. Если у новичков вестибулярные органы реагируют только на значительный крен тела, то у опытных спортсменов чувствительность органов равновесия обострена. Степень тренированности напрямую связана с устойчивостью вестибулярной системы.
  • Влияние быстроты и точности реакции на проявление функции равновесия в соревновательной деятельности. Для сохранения равновесия большое значение имеет быстрота распознавания информации о текущей обстановке внешней среды и принятия решения о направлении реакции движения, так как при передвижении на лыжероллерах с высокой скоростью необходимо уметь фиксировать глазами другие движущиеся или внезапно появляющиеся объекты, чтобы успеть правильно отреагировать, например, на препятствие.
  • Важность превентивного изучения маршрута передвижения. Улучшению контроля устойчивости при движении спортсмена на трассе способствует предварительное изучение маршрута гонки, включая характер поверхности дорожного покрытия, расположение и углы поворотов.
  • Влияние окружающей среды на результат тренировок. На способность к равновесию влияет восприятие окружающего пространства, погоды, рельефа местности и поверхности трассы, чтобы уметь управлять движениями в специфических условиях.
  • Влияние усталости на эффективность тренировок. По данным израильских ученых результативность тренировки развития равновесия значительно снижается при их выполнении сразу после аэробных нагрузок или в состоянии усталости, поэтому их рекомендуется проводить в начале занятия или после паузы отдыха, а в целом данный курс ставить в начале или середине подготовительного сезона.
  • Влияние согласованности и соразмерности напряжения и расслабления мышц в движении на результат тренировок. Избыточное мышечное напряжение приводит к скованности тела и соответственно к ухудшению функции равновесия, а также к излишней затрате сил и быстрому утомлению.
  • Влияние симметричных и асимметричных тренировок на результат. По данным французских ученых обучению равновесию способствует контроль за движениями на неустойчивой платформе как на левой и правой ногах по отдельности, так и вместе, что увеличивает приток проприоцептивных импульсов и способствует закреплению техники передвижения на лыжероллерах.
  • Важность сходства упражнения и техники движения для результата тренировки. Корреляция между технической и физической подготовленностью спортсменов обуславливает эффективность применения специальных упражнений, сходных по координации с биомеханической структурой соревновательных движений, что позволяет формировать автоматизмы элементов техники передвижения.
  • Влияние сложности и интенсивности тренировок на результат. Высокая интенсивность и сложность тренировочного процесса на протяжении длительного времени не оказывают ярко выраженных изменений функции равновесия, что говорит о целесообразности разработки краткого комплекса упражнений для равновесия средней интенсивности и сложности.
  • Влияние продолжительности тренировок на результат. Выполнение упражнений для развития координационных способностей эффективно только до достижения автоматизма двигательного навыка, после чего они теряют ценность, так как не стимулируют совершенствование двигательных действий. По данным европейских ученых семидневного курса достаточно для существенных изменений в показателях баланса горнолыжников начального и среднего уровня, обучения движению на одной ноге и поворотам.
  • Важность силы ног для результата тренировки. Статическая сила ног наряду с гибкостью и способностью балансировать при движении оказывают наибольшее влияние на результативность обучения передвижению на горных лыжах.
  • Важность развития ряда мышц для результата тренировки. Для удержания равновесия первоначально подключаются голеностопный и тазобедренный суставы, после чего при значительном нарушении равновесия – мышцы бедра и туловища, сокращение которых вызывает силы, компенсирующие действие сбивающих факторов.

Особенности тренировки способности к равновесию

Основные требования к функции равновесия спортсменов включают:

  • способность ориентироваться в пространстве и времени;
  • умение быстро и точно выполнять сложные движения в условиях неустойчивой площади опоры и в изменяющихся условиях.

Следует отметить негативное влияние на технику проката или скользящего шага на лыжах упражнений, приучающих к двухопорному положению, как, например, ходьба выпадами, закрепляющая навык распределения веса тела на обе ноги и расположение туловища позади впереди стоящей опорной ноги. В то время, как тренировка одноопорного положения позволяет добиваться навыка распределения веса тела на выдвинутой вперед ноге и соответственно улучшает равновесие. Кроме того, при изменении направления движения важную роль играет чувство боковой опоры, которое обусловлено расположением одного лыжероллера под соответствующим углом к другому и зависит от регулирования степени давления на внутреннюю или внешнюю сторону лыжероллеров.

Подводящие упражнения следует применять в последовательности перехода от легких упражнений к более трудным, от общих к специальным. Когда основные упражнения уже освоены, можно выполнять только некоторые из них для отработки элементов техники или исправления двигательных ошибок.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для изучения результативности предложенного комплекса упражнений проведен педагогический эксперимент, субъектами которого была выбрана группа из 18 мужчин, обучающихся передвижению на лыжероллерах и имеющих квалификацию, соответствующую лыжнику-гонщику 1-го разряда. Испытуемые имели возраст 16-46 лет, массу 75,0±9,2 кг, рост 177,7±8,3 см и выполняли предложенный комплекс в течение одного мезоцикла, состоящего из четырех недель (по 2 тренировки в неделю). Эффективность упражнений оценивалась по времени проката на лыжероллере каждой ноги до и после тренировок. Полученные экспериментальные данные изучались с помощью методов математической статистики (программа Statsoft). Рассчитаны абсолютный и относительный прирост времени проката для каждой ноги, где абсолютный прирост равен l 2 -l 1 (l 1 – время проката на одном лыжероллере до тренировки, l 2 – то же после тренировки), а относительный прирост равен отношению абсолютного прироста к соответствующему первоначальному параметру (l 1). Эффективность результата тренировки оценивалась с помощью t-критерия Стьюдента для независимых переменных (связанные выборки). Проведен корреляционный и линейный регрессионный анализ исследуемых параметров, использованы методы сплайн-аппроксимации.

Результаты и их обсуждение

Комплекс упражнений для тренировки равновесия

Формирование способности к равновесию осуществляется с помощью комплекса подводящих и специальных физических упражнений, отвечающим требованию координационной сложности. На начальном этапе тренировки целесообразно применять 1) подводящие упражнения, способствующие освоению новых элементов передвижения на лыжероллерах; а затем 2) специальные развивающие упражнения, направленные непосредственно на развитие координационных способностей лыжероллистов.

Разработанный комплекс упражнений включает в себя следующие упражнения:

  1. «Коньковая» стойка (рисунок 1.а)
  2. Исходное положение (И.п.) - полуприсед на одной ноге, стопа направлена строго вперед, вес тела распределен на всю стопу. Вторую ногу приподнимают от поверхности на 5-10 см и отводят в сторону так, чтобы стопы ног были на одной линии, а носки направлены в одну сторону. Легкий наклон туловища должен быть направлен вовнутрь, чтобы ОЦМ не выходил на внешнюю сторону за опорную ногу. Руки, по желанию, можно убрать за спину. Регулировать усилие можно углом сгибания коленного сустава опорной ноги, для этого необходимо отвести дальше приподнятую ногу, не меняя расстояния от поверхности. Время выполнения данного упражнения на одной ноге составляет 60-90 с, после чего следует сразу начать упражнение на другой ноге и выполнять по 3-8 серий. Рекомендуется новичкам.

    а. б

    Рисунок 1 – Приемы выполнения упражнений: а) «Коньковая» стойка; б) «Классическая» стойка

  3. «Классическая» стойка (рисунок 1.б)
  4. И.п. - полуприсед на одной ноге, стопа направлена строго вперед, вес тела распределен на всю стопу. Вторая нога полностью выпрямлена в коленном суставе и отведена назад, а мысок стопы направлен вперед в 5-10 см от поверхности земли. Туловище имеет небольшой наклон вперед. Руки зафиксированы либо за спиной, либо принимают положение фазы свободного скольжения в попеременном двушажном классическом ходе. Регулировать усилие можно углом сгибания коленного сустава опорной ноги, для этого необходимо отвести дальше приподнятую ногу, не меняя расстояния от поверхности. Время выполнения на одной ноге составляет 60-90 с, после чего сразу следует начинать выполнять упражнения на другой по 3-8 серий. Рекомендуется новичкам.

  5. Стойка на одном лыжероллере (рисунок 2.а)
  6. И.п. – стойка на одном лыжероллере, руки разведены в стороны для лучшего сохранения баланса (либо убраны за спину для усложнения выполнения упражнения). Опорная нога остается слегка согнутой в коленном суставе. Разрешается делать небольшое подпрыгивание для сохранения равновесия. Выполнять упражнение следует в течение 60 с, после чего сразу начать упражнения на другой ноге, и так по 3-8 серий.

  7. Приседание на одном лыжероллере (рисунок 2.б).
  8. И.п. - стойка на одном лыжероллере. Выполняют присед на опорной ноге, другую ногу отводят вперед. Рекомендуется выполнять приседание до угла 90 градусов в коленном суставе. Выполняют по 10-15 приседаний на каждой ноге в течение 3-8 серий. При потере равновесия разрешается слегка опираться задним колесом лыжероллера свободной ноги. Рекомендуется для высококоординированных лыжероллистов.

  9. Качение на одном лыжероллере (рисунок 2.в)
  10. При качении по равнине или небольшому спуску следует сделать акцентированный прокат на одной ноге. Для этого выполняют максимально длинный прокат. Направление движения можно регулировать подпрыгиванием. Для усложнения упражнения выбирают более длинный спуск или расставляют декоративные конусы для проката по криволинейной траектории «змейке». Упражнение выполняют 10-15 раз на каждой ноге.

    а.б.в.

    Рисунок 2 - Приемы выполнения упражнений: а) «Стойка на одном лыжероллере»; б) «Приседание на одном лыжероллере»; в) «Качение на одном лыжероллере»

  11. Боковое перепрыгивание на одном лыжероллере (рисунок 3)
  12. И.п. – стойка на одном лыжероллере. Выполняют перепрыгивание через препятствие (в качестве препятствия можно нарисовать на асфальте линию мелом, найти трещину или положить какой-либо предмет) из стороны в сторону, удерживая равновесие на одном лыжероллере. При уверенном выполнении упражнения следует усложнить препятствие.

    1.2.

    Рисунок 3 – Приемы выполнения упражнения «Боковое перепрыгивание на одном лыжероллере»

  13. Упражнение «самокат» (рисунок 4)
  14. И.п. – стойка на одном лыжероллере, толчковая нога без лыжероллера (в качестве обуви рекомендуется надеть кроссовок). Толчковой ногой выполняют сильное отталкивание для более длительного проката на лыжероллере. Руками производят маховые движения в такт с работой ног (для усложнения упражнения можно убрать руки за спину). Для выполнения упражнения осуществляют прокат по 400-1500 м на каждой ноге. Упражнение полезно на начальном этапе обучения. Для новичков рекомендуется использовать для этого упражнения классические лыжероллеры.

    1 2

    Рисунок 4 – Приемы выполнения упражнений: а) «Самокат»

  15. Качение на одной ноге с отталкиваниями палками (рисунок 5)
  16. И.п. – стойка на одном лыжероллере. Опорная нога слегка согнута в коленном суставе. Отталкивание выполняют двумя руками одновременно с помощью палок. Стоя на одном лыжероллере, спортсмен выполняет отталкивание руками, стараясь удержать равновесие. Цель упражнения: проехать максимально возможное или заданное расстояние, не касаясь поверхности земли второй ногой. Используется на равнинном участке или в подъем. Для выполнения упражнения осуществляют прокат по 100-400 м на каждой ноге, после чего можно повторить упражнение (2-4 серии).

    1 2

    Рисунок 5 – Приемы выполнения упражнений: «Качение на одной ноге с отталкиваниями палками»

  17. Коньковый одновременный одношажный ход с двумя отталкиваниями палками (рисунок 6)

Используют технику конькового одновременного одношажного хода с добавлением дополнительного отталкивания палками при длительном прокате на каждой ноге. Упражнение рекомендуется выполнять при уверенном освоении техники этого лыжного хода и осуществлять прокат по 100-400 м на каждой ноге, после чего можно повторить упражнение (2-4 серии).

1.2.3.4.5.

Рисунок 6 – Приемы выполнения «Конькового одновременного одношажного хода с двумя отталкиваниями палками»

Разработанный комплекс упражнений применяют в подготовительной части тренировочного занятия после предварительной разминки. В рамках годового учебно-тренировочного процесса предлагаемая методика занимает общеподготовительную часть подготовительного периода. Упражнения могут применяться как в комплексе, так и по отдельности. Благодаря дифференцированному подбору упражнений можно акцентировать внимание на развитии отдельных элементов равновесия.

Основные статистические характеристики результатов тренировочного процесса представлены в таблице 1. После выполнения предложенного комплекса упражнений время проката на левой ноге в среднем увеличилось с 9,4±4,9 с до 16,8±6,3 с, а на правой ноге – с 10,9±4,1 с до 17,7±6,3 с. В среднем продолжительность проката для левой ноги была меньше, чем для правой, - на 16% до тренировки и на 5% после нее, что свидетельствует об ожидаемо большей тренированности правой ноги у большинства спортсменов.

Таблица 1 – Характеристика результатов проката на лыжероллерах до и после проведения тренировки равновесия

Антропометрические и кинематические параметры испытуемых

Кол-во набл.

Масса, кг

Время проката левой ногой

до тренировки, с

Время проката левой ногой

после тренировки, с

Время проката правой ногой

до тренировки, с

Время проката правой ногой

после тренировки, с

Абс. прирост времени проката

для левой ноги, с

Отн. прирост времени проката

для левой ноги, %

Абс. прирост времени проката

для правой ноги, с

Отн. прирост времени проката

для правой ноги, %

Исследование зависимости абсолютного прироста длительности лыжероллерного проката на одной ноге относительно другой проводилось с помощью линейного регрессионного анализа, результаты которого представлены на рисунке 7. Абсолютный прирост времени проката после тренировки составил 7,1±3,0 с на левой ноге и 6,9±3,4 с на правой ноге, а относительный – 82,8±42,5% на левой ноге и 68,8±39,4% на правой. Можно отметить более высокий абсолютный прирост продолжительности проката на левой ноге, в среднем менее тренированной, и соответственно меньший прирост – для правой.

Рисунок 7 – Диаграмма рассеяния абсолютного прироста времени проката на лыжероллерах после тренировки равновесия (дов. инт. 0,95)

Результаты линейного регрессионного анализа зависимости относительного прироста длительности лыжероллерного проката представлены на рисунке 8. Отмечена значимая отрицательная корреляция относительного прироста времени с временем проката до тренировки (r=-0,47), то есть чем больше первоначальное время проката на одном лыжероллере и соответственно выше техническая подготовленность спортсмена, тем меньшего прироста свободного проката на одной ноге он может достичь после тренировки равновесия. Можно предположить, что относительно более высокий прирост длительности проката для левой ноги свидетельствует о влиянии уровня индивидуальной технической и функциональной подготовленности спортсменов на развитие способности к равновесию.

Рисунок 8 – Диаграммы рассеяния и размаха относительного прироста времени проката на лыжероллерах после тренировки равновесия

Таким образом, разработанный комплекс упражнений позволил улучшить равновесие лыжероллистов средней квалификации, оцениваемое временем свободного проката на одной ноге, на 69-83% за четыре недели. Проведенным статистическим анализом подтверждена эффективность предложенного комплекса упражнений по существенному увеличению времени проката на одном лыжероллере (p=0,000018).

Известно, что на устойчивость положения человека влияют длина и вес его тела, и для потери устойчивости более высоких или тяжелых спортсменов требуется большее усилие. Аппроксимация сплайнами зависимости роста и веса спортсменов от результатов тренировки равновесия проиллюстрирована в виде 3D-поверхности на рисунке 9. Интересно отметить, что согласно полученным экспериментальным данным у высокорослых спортсменов оказалась менее устойчивой правая нога, а у более тяжелых – левая нога. Полученные данные целесообразно проверить на более репрезентативной выборке, чтобы усовершенствовать рекомендации по тренировке равновесия с учетом индивидуальных антропометрических показателей.

а.б.

Рисунок 9 – Сплайн-поверхности зависимости прироста времени проката на лыжероллерах от роста и массы испытуемых после тренировки равновесия: а) для левой ноги; б) для правой ноги (min max)

Следует отметить, что тренировка равновесия для лыжероллистов квалификации МС и МСМК не оказывает влияния на продолжительность свободного проката на одной ноге, так как уровень их технической подготовленности позволяет катиться на одном лыжероллере без смены ноги до его полной остановки. Тем не менее выполнение отдельных упражнений предложенного комплекса опытными лыжероллистами в начале соревновательного сезона позволяет увереннее проходить повороты на крутых спусках, не снижая скорости и сохраняя равновесие. По нашему мнению, апробация разработанного комплекса упражнений для улучшения способности к равновесию способствовала успешному выступлению сборной команды г. Москвы на чемпионате России.

Заключение

Разработанный комплекс упражнений, основанный на целенаправленном развитии способностей к сохранению равновесия, позволяет существенно повысить уровень технической подготовленности малоопытных лыжероллистов. В качестве объективных критериев эффективности разработанного комплекса упражнений выступали скорость и устойчивость тела при передвижении на лыжероллерах, оцениваемые по времени проката на одном лыжероллере до и после тренировки. Результаты педагогического эксперимента показали, что практическая реализация разработанного комплекса упражнений приводит к существенному (на 69-83%) повышению устойчивости положения тела при передвижении на лыжероллерах. Полученные результаты открывают дополнительные возможности совершенствования координационных способностей лыжероллистов и лыжников-гонщиков в процессе подготовки к соревновательной деятельности посредством выполнения специального комплекса упражнений.

Сергей Владимирович Корсаков
Иван Александрович Солодов , Спортивная сборная команда РФ по лыжероллерам
Антон Николаевич Шатагин , Спортивная сборная команда РФ по лыжероллерам
Андрей Валерьевич Меликов , Спортивная сборная команда РФ по лыжероллерам

7 Мар 2016

Как выбрать лыжероллеры

Как выбрать лыжероллеры

Лыжероллеры традиционно делят на два вида: лыжероллеры для классического хода и лыжероллеры для конькового хода. Классика и конек в свою очередь делятся на роллеры тренировочные и лыжероллеры гоночные (скоростные).


В чем основные отличия В чем основные отличия

Как подобрать лыжероллеры и в чем основные отличия?

Лыжероллеры для тренировок обычно имеют каучуковые (резиновые) колеса и не дают так просто развить высокую скорость, что в первую очередь обеспечивает уверенностью начинающего спортсмена, а для опытных спортсменов это возможность получить дополнительную нагрузку. Лыжероллеры с резиновыми колесами помимо всего прочего, поглощают все неровности дорожного покрытия, что так актуально для наших дорог. Каучук дает хорошее сцепление с дорожным покрытием. Лыжероллеры с каучуковыми колесами небольшого диаметра, это отличная возможность освоить лыжный ход для новичков и усовершенствовать свое навыки для опытных спортсменов. В нашем интернет магазине вы можете приобрести коньковые лыжероллеры для тренировок. Самая бюджетная и самая подходящая модель для тренировок Shamov 02-1.


shamov02-1

Лыжероллеры для гонок или гоночные лыжероллеры

Позволяют достигать высоких скоростей. Для этого их конструкция имеет либо жесткую прямую или изогнутую вверх платформу для увеличения устойчивости. Колеса роллеров имеют больший диаметр — для свободного проезда трещин и не ровностей на дороге, и меньшую ширину — для скорости. Колеса обычно выполнены из полиуретана или резины, но большого диаметра.

Купить гоночные лыжероллеры можно у нас в интернет-магазине. Мы предоставляем две компании производителя лыжероллеров Shamov и Elva у обоих есть отличные модели роллеров для гонок. Это не все модели, но самые быстрые в линейках Шамова и Эльва имеющие максимальные диаметр колеса 100мм и соответствующие скоростные характеристики.


Elva sk100

Как выбрать лыжероллеры, если вы только начинаете?

В первую очередь необходимо определится, каким стилем бы вы хотели кататься на роллерах.

Коньковый ход это скорость, классика это размеренный и плавный ход. При выборе вы можете руководствоваться следующим показателями: ваше равновесие, если у вас имеются проблемы с этим пунктом или вы не хотите подвергать свои мышцы и конечности интенсивным нагрузкам и просто бойтесь большой скорости, то ваш выбор однозначно – лыжероллеры для классического хода.


Лыжероллеры Лыжероллеры

И так если вы выбираете коньковый стиль.

Коньковые лыжероллеры имеют более узкие колеса и более короткие рамы в отличие от классических лыжероллеров.

Если вы только начинаете и до сего момента не стояли даже на обычных лыжах, то советуем взять лыжероллеры с каучуковыми колесами диаметром 70-80 мм. Резина не даст сильно разогнаться и поглотит все дорожные неровности. Спортивный интернет магазин Yoway рекомендует модель Shamov 03-1.


shamov03-1

Если у вас классный ровный асфальт, и вы хотите лететь быстрей норвежской сборной, то полиуретановые колеса могут быть вашим выбором. И здесь можно предложить классный вариант на полиуретановых колесах 80 диаметра, лыжероллеры Shamov 01-1.


shamov01-1

Вы выбрали лыжероллеры для классического хода.

Основное отличие классических лыжероллеров от коньковых – это установленная на одну из пар колес храповой (тормозящий), механизм который блокирует качение назад. Длина платформы классических роллеров длиннее (более 68 см), чтобы стабилизировать курс при движении, а каучуковые колеса имеют большую ширину для повышения устойчивости (более 4 см). Колеса имеют небольшой диаметр, для того чтобы высота платформы лыжероллера над поверхностью была незначительной, тогда спортсмену будет легче удержать свое равновесие при езде. Такая конфигурация роликовых лыж обеспечивает спортсмену комфортную езду на тренировках по классическому ходу.

Наш магазин, рекомендует 2 основные модели лыжероллеров для классического хода: Это модели Shamov 05 и Shamov 06. Принципиальное отличие моделей, заключается в том, что у 06 модели толще колеса и роллеры могут выдерживать большие нагрузки по сравнению с 05 роллерами.


Как подобрать крепление для лыжероллеров?

Существует 2 модификации креплении для лыжероллеров тип SNS и тип NNN для каждого из этих типов есть свои ботинки, которые подходят к этим креплениям. Крепления для лыжероллеров, которые представлены в нашем интернет магазине, являются универсальными и подходят как под классический ход, так и под коньковый.


NNN
SNS

Если вы новичок и не знакомы с этими технологиями, но у вас есть лыжные ботинки, то с помощью картинки ниже, вы сможете определить, какие крепления вам нужны NNN или SNS.

Совет новичку: Крепления NNN наиболее распространены и ботинки для них, купить намного проще и дешевле!

Как поставить крепления на лыжероллеры?

Любые крепления для лыжных ботинок как импортного, так и отечественного производства устанавливаются, придерживаясь следующего правила: лыжное крепление в сборе прикладывается к платформе лыжероллера встык с задним брызговиком. Только после этого делают отметку для шурупа переднего корпуса лыжного крепления на платформе. Для сверления всех крепежных отверстий рекомендуется использовать кондуктор для установки лыжных креплений на лыжероллеры.


Крепления

Как подобрать ботинки для лыжероллеров?

Сразу скажем, если вы хотите сэкономить, то вы можете использовать свои старые лыжные ботинки, на которых катаетесь зимой, но если вы хотите комфорта, то советуем приобрести ботинки именно для лыжероллеров.

Ботинки для лыжероллеров предполагают и то, что вы катаетесь летом и немного другие нагрузки, отличные от зимних традиционных.

Раз уж речь идет об отечественном производителе лыжероллеров, то советуем приобретать бюджетные, но при этом не, сколько ни уступающие зарубежным производителям Alpine, ботинки для лыжероллеров SPINE. Ботинки есть как под крепление типа NNN, так и под крепление типа SNS. Цены варьируются от 2500 до 6500 рублей.


Как подобрать ботинки

Как подобрать палки для лыжероллеров?

Как подобрать палки

Здесь все предельно просто. Для коньковых лыжероллеров палки на 15-20 см ниже вас, примерно до мочки уха. Для классического хода на роллерах палки на 30 см ниже вашего роста.

Палки можно использовать любые, но обязательно использовать насадки для палок – лапки. Так как стандартные наконечники лыжных палок не предназначены для асфальта.

В наличии 2 тип размера 10.0 мм и 12.3


Наконечники

Как научится кататься на лыжероллерах?

Можно посмотреть видео, почитать специальную литературу в интернете, или приобрести занятие у тренера по лыжероллерам в Санкт-Петербурге. За одно занятия вы сможете получить необходимые навыки для дальнейшего комфортного катания, или продолжить занятия, выйти на новый спортивный уровень и принять участие в соревнованиях.

Если вы приобретаете у нас любые лыжероллеры, то получаете 15% скидку на занятие с тренером. При приобретении у нас роллеров вы получаете скидочный купон, которые вы сможете предъявить тренеру и получить скидку на занятие. И сможете тренироваться за 850 рублей за одно занятие, вместо 1000 рублей.

Занятия проводит профессиональный тренер по лыжным гонкам Румянцев Юрий Валентинович. Образование АФКиС Лесгафта. Стаж тренерской работы с 1996, КМС по легкой атлетике. В активе призеры СП-б.,чемпион России, Призер этапов кубка мира по лыжероллерам. Место проведения занятий: Парголово Выборгское ш.369, Кавголово УТК Лесгафта (трасса оплачивается отдельно) возможно и другие места. Содержание занятий: техническая (обучение коньковому, классическому и др. способам передвижения на лыже-роллерах), физическая (общая и специальная), и другие направления подготовки.

Защита для лыжероллеров.

Так как катание происходит не на снегу, который может простить почти любые падения, здесь у нас асфальт, и падения даже для самых продвинутых спортсменов – не редкость. Предлагаем вам защитить самое важное, а именно голову. Здесь подойдет, обычный велосипедный шлем, который можно купить в любом специализированном спортивном магазине. Для защиты локтей, колен, подойдет любые налокотники и наколенники, которые продаются почти во всех спортивных магазинах, таких как Спортмастер, Декатлон и других.

Одежда для лыжероллеров.

Иной раз буквально жалко становится некоторых начинающих роллеров, которых мы встречаем в Сокольниках. Видно, что не катается народ, а мучается. И причин этому несколько. Вот самые распространенные ошибки, так «любимые» роллер — новичками.

Ноги «домиком», прямые колени. Самое неустойчивое положение из всех возможных. В таком положении непреодолимы даже самые простые препятствия, типа трещин на асфальте. Что уж говорить, если надо съехать с бордюра! Это просто немыслимо…

В таком положении роллер постоянно борется за равновесие. Попробуйте в таком положении, к примеру, поднять одну ногу и проехать хотя бы пару метров на другой. Не получится! Ни о каком прогрессе не может быть и речи, пока не исправлена эта основная ошибка.

«Лечится» она довольно просто: постановкой ног в их обычное параллельное физиологическое положение, легким сгибанием коленей и выдвижением одного конька примерно на полботинка вперед относительно другого. Это увеличивает площадь опоры и позволяет занять привычное равновесное положение.

Завал коньков на внутренние ребра. Встречается как отдельно, так и в сочетании с предыдущей ошибкой. Причиной является слабость голеностопа, а также неудачно выбранные роликовые коньки с плохой боковой поддержкой: нога в полностью зашнурованном ботинке «гуляет» в боковом направлении. Хорошие коньки просто не дадут ноге завалиться вбок в силу своей конструкции. На важность этого параметра мы уже обращали Ваше внимание в .

Человек, недавно ставший на роликовые коньки, и так чувствует неуверенность, побаивается падений. А если коньки выделывают под ним не прогнозируемые кульбиты, удерживать равновесие становится вообще невозможно. Завал роликов на внутренние ребра как бы «убирает» хоть эту проблему. Мы получаем некое подобие устойчивости ценой испорченных ног, ведь в этом случае голеностоп находится в неестественном «подвернутом» положении и очень быстро устает, к тому встреча с любой, даже минимальной, преградой (трещина в асфальте, перепад высот и даже просто лежащая маленькая веточка) чревата уже серьезной травмой.

«Лечение»: упражнения на развитие голеностопа, контроль вертикального положения ноги (просто помните об этом все время, пока правильное положение не войдет в привычку). Если же коньки не позволяют держать ногу ровно, выход только один: купить другие. Поверьте, ноги дороже!

Отклонение корпуса назад. Если посмотреть на такого роллера сбоку, будет видно, что он как бы «стоит на пятках». Вообще, держать равновесие в задней стойке на роликах довольно сложно. Это Вам не горные лыжи, которые это иногда «прощают»! Но некоторые роллеры героически выдерживают ненужное напряжение в спине и ногах и могут каким-то непостижимым образом передвигаться на роликах в таком неестественном положении. Самое опасное в задней стойке – серьезно увеличивается вероятность падения назад, навзничь, что может привести к самым печальным последствиям, поэтому исправлять такую стойку необходимо как можно раньше.

«Лечение»: запомните правильную стойку. Центр тяжести проходит через середину стопы или основание большого пальца, голеностоп и колени слегка согнуты, корпус немного наклонен вперед. Руки согнуты в локтях, находятся впереди корпуса приблизительно на высоте пояса, ладони «смотрят» вниз. Во время движения задавайте себе вопросы: Согнуты ли колени? Не стою ли я на пятках? Где мои руки?

Что можно добавить… Исправление этих ошибок критично для Вашей дальнейшей судьбы роллера. Исправив ошибки стойки, Вы сможете быстро прогрессировать. Как говорит один из наших инструкторов: «Будет стойка — будет всё». Под «всем» понимаются успехи и достижения на роллерском и горнолыжном поприще:). Довольно часто первыми двумя ошибками грешат дети, и для них особенно важно их своевременное исправление.

Простым тестом на наличие ошибок стойки и положения ног является простое скольжение на одной ноге. Ни в одном из перечисленных неправильных положений Вы не сможете проехать на одной ноге и метра, скорее всего, Вы не сможете даже просто стать на одну ногу.

Увидеть и помочь исправить ошибки может